Перейти к содержанию
  • Внутреннее сопротивление как ключевой параметр оценки «здоровья» аккумулятора


    Внутреннее сопротивление как ключевой параметр оценки «здоровья» аккумулятора

    Техническое обслуживание современных аккумуляторных батарей предполагает проведение проверки внутреннего сопротивления, а также ряда других параметров. В целом показатель внутреннего сопротивления считается значимым, поэтому значение подлежит регулярному контролю. А регулярные проверки позволяют содержать АКБ в работоспособном состоянии.

    Что характеризует показатель и от чего зависит его величина?

    До того, как разобраться с особенностями измерения величины внутреннего сопротивления, стоит понять, что являет собой данный показатель. Внутреннее сопротивление не является постоянной величиной, а зависит показатель от силы тока, производимой нагрузки и электродвижущей силы. Результатом вычисления является переменная во времени величина.

    Сам показатель обозначается латинской литерой R. В понимании для автомобильного свинцово-кислотного АКБ под внутренним сопротивлением понимается сумма омического и поляризационного сопротивлений. Омическое сопротивление – это сумма сопротивлений, возникающих в электролите, в местах соединения банок, в области контактов или электродов, а также в сепараторе. При этом стоит помнить, что все элемент батарей имеют свои показатели токопроводимости.

    Кроме указанных выше факторов влияния, на внутреннее сопротивление влияет также:

    • Габаритные параметры и геометрия аккумуляторной батареи;
    • Конструктивные особенности корпуса, а также решеток и банок (например, расположение пластин или пористость материала);
    • Наличие веществ-легатов и особенности электролитического состава (концентрация и температура);
    • Технического состояния контактов.

    Контроль показателя следует проводить регулярно и тщательно, чтобы своевременно определить необходимость установки новой аккумуляторной батареи. По наблюдениям специалистов для свинцово-кислотных аккумуляторов тенденция ежегодного увеличения внутреннего сопротивления равна 5-7 %. Если данный показатель выше 7 %, то следует проводить углубленный анализ эксплуатационных условий и нагрузок на АКБ.

    О самом распространенном методе проверки внутреннего сопротивления АКБ

    Во многом срок служб аккумуляторной батареи зависит от эксплуатационных условий, однако правильная проверка также важна. Проверка показателя внутреннее сопротивление АКБ проводится согласно следующего алгоритма:

    1. Поверхностный осмотр – это позволяет оценить состояние корпуса (имеются ли микротрещины, слой загрязнений и прочее). Особое внимание уделяется оценке состояния контактов, то есть имеется ли окисление на электродах и штырях. Все загрязнения, следы ржавчин и налета следует удалить с использованием специального состава;
    2. Контроль над процессом разряда – это проводится путем последовательного разряда, заряда и снова разряда АКБ. При этой процедуре важно придерживаться силы тока и нагрузки строго в рекомендованных пределах. Контролируемое разряжение позволяет установить реальное состояние соединений, а значит – емкости батареи;
    3. Проверка состояния и количества электролита – для этого могут использоваться трубочки или специальные приборы, которые погружают в отверстия пока не наткнутся на пластины. При необходимости восполнить объем электролита до нужного уровня используется дистиллированная вода;
    4. Определение плотности электролитического состава. В виду процесса сульфатации пластин емкость частично снижается. При этом происходит выделение серы, которая значительно снижает плотность электролита – это обязательно учитывается при оценке работоспособности АКБ;
    5. Тестирование при помощи нагрузочной вилки – это поможет произвести замеры напряжения свинцовых источников питания, а полученный результат сравнивается с данными из специальной шкалы.

    Другие способы проверки

    Наиболее простым способом проверки является использование переменного тока. Для проведения измерения необходим специальный прибор – цифровой вольтметр – а также перечень устройств:

    • Постоянный резистор определенного номинала;
    • Ограничительный трансформатор;
    • Конденсатор.

    Не смотря простоту метода, проверка дает удовлетворительный результат. Однако стоит заметить, что результаты не точные. В виду этого применяется методика редко, особенно для тестирования автомобильных АКБ.

    Более точные результаты проверки гарантирует метод постоянной нагрузки. Методика заключается в следующем:

    1. Производится замер внутреннего сопротивления при помощи вольтметра;
    2. В течение нескольких секунд АКБ разряжается под определенной нагрузкой;
    3. После этого показатели измеряются снова, а затем при использовании закона Ома производятся соответствующие расчеты.

    Довольно часто используется также короткоимпульсный метод. Эта методика считается сравнительно новой, но пользователи успели оценить его достоинства. Во-первых, для выполнения тестирования данным методом нет необходимости снимать АКБ, что значительно упрощает процедуру. Во-вторых, на техническое состояние аккумулятора тестирование никак не повлияет. А для проведения измерения нужен только вольтметр. За основу берутся показатели внутреннего сопротивления новой АКБ и после ее эксплуатации, а также учитываются сила тока, повреждения и прочее. Данный метод позволяет оценить актуальное техническое состояние аккумулятора.

    Что стоит иметь в виду кроме вышеперечисленного?

    Если возникла необходимость проверить показатель внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи на автомобиле, то кроме ранее перечисленных рекомендаций следует учесть:

    • Нет оснований брать за основу показатели – абсолютные, средние или любые другие значения – которые предложены в специализированной литературе. Более разумно ориентироваться на предыдущие показатели (в начале эксплуатации или снятые ранее) и сравнить их с актуальной величиной внутреннего сопротивления;
    • Следует учесть особенности конкретной аккумуляторной батариеи, а также другие параметры, которые ее характеризуют. Найти эти данные можно на этикетке, что наклеена на корпус или в бумажной инструкции, которая прилагалась к новому аккумулятору;
    • Не стоит жалеть времени на периодические проверки величины внутреннего сопротивления при помощи мультиметра или любого иного способа, который дает примерные значения. За счет подобных проверок можно контролировать техническое состояние АКБ и своевременно устранять возможные проблемы.

    При эксплуатации АКБ стоит помнить, что чем выше показатель внутреннего сопротивления, тем быстрее будет падение разрядного напряжения, что приводит к снижению емкости АКБ. Даже применение простых и неточных методик для измерения выше упомянутого показателя может подсказать пользователю примерный срок смены АКБ. При более сложных обстоятельствах следует обратиться к специалисту.

    Но не стоит пренебрегать опытом автомобилистов, которые преимущественно самостоятельно проводят проверку АКБ своих транспортных средств. Зачастую для проведения самого простого тестирования нужно потратить всего пару минут, если проверка проводится регулярно.

    Источник: https://wybor-battery.com/


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...