№61. Хатынь. Одна из трагедий земли белорусской.
Наступило время путешествий. Я, как и все здравомыслящие родители, хочу воспитать своих детей умными, честными, смелыми и патриотами своей Родины. В этом году планирую охватить культурно-исторические центры нашей Синеокой. В свой выходной, сегодня, я решил их свозить в места Белоруси, которые должен посетить каждый гражданин своей страны. Первым местом на сегодня стал мемориал Хатынь, вторым-Линия Сталина. Два антипода Великой Отечественной Войны. Смерть и Победа…
Повод для проведения карательной операции в Хатыни
21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из отряда «Дяди Васи» (Василия Воронянского). На утро 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина и два грузовика 118 шуцманшафт батальона 201 немецкой охранной дивизии. У развилки дорог в 6 км от Хатыни колонна была обстреляна. Точно не установлено, кем немцы были обстреляны: то ли партизанами, то ли какой-то небольшой неорганизованной вооруженной группой. Были убиты шеф-командир первой роты капитан полиции Ганс Вёльке, пулемётчик Шнайдер и трое полицаев, ещё двое были ранены. Командир взвода Мелешко, раненный в голову, приказал уничтожить партизан. Во время преследования каратели столкнулись с жителями деревни Козыри, работавшими на лесозаготовке, 26 из которых были убиты при попытке убежать, а остальные были отправлены в Плещеницы. О нападении на карательный батальон было доложено штурмбаннфюреру СС Дирлевангеру.
Дирлевангер, узнав об убийстве Ганса Вёльке, который был чемпионом Олимпийских игр 1936 года и был лично знаком с Гитлером, приказал уничтожить Хатынь вместе с жителями. Инициативу проявил 118-й шуцманшафт батальон. Во второй половине дня 22 марта 1943 года каратели окружили деревню.
Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.
По приказу Кернера и Смовского полицейские под руководством Васюры согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджег его. В оцеплении в тот трагический день стоял и один из местных полицаев, некий Иван Петричук из Плещениц.
Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли.
Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Одному из выживших жителей Хатыни — Антону Барановскому — 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года — через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса — Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.
Версию событий с рядом отличий опубликовал в 2012 году украинский историк Иван Дерейко в монографии «Місцеві формування німецької армії та поліції у Райхскомісаріаті „Україна“ (1941—1944 роки)». Он пишет, что 118-й полицейский батальон после нападения отряда «Народные мстители» атаковал деревню, где вместо отхода в лес по неизвестной причине решили закрепиться партизаны. В результате штурма деревни было убито 30 партизан и некоторое число мирных жителей, ещё около 20 человек были захвачены в плен. Само же село с оставшимися жителями после боя по приказу обергруппенфюрера Курта фон Готтберга было сожжено Особым батальоном СС под командованием Дирлевангера.
Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
Кладбище сожженных деревень
Иосиф Коминский, вынесший мертвого сына на руках.
Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!
Вечный огонь-вечная память
Символ сгоревшего дома. Обычно такой вид от останков деревенского дома-лишь обуглившаяся печь и труба!
Место казни жителей.
Список уничтоженных деревень. Среди них есть и деревня моих родителей, которую одну из немногих возродили после войны.
Слезы на глаза наворачиваются в этом месте.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет