Для того, кто не интересовался этой темой всерьёз, бампер машины всегда останется лишь неотъемлемым визуальным элементом. Вы можете представить автомобиль без бампера - разумеется, серийный, заводской, а не жертву "гаражного тюнинга" из ближайшего двора? Вот и я - не могу.
Между тем, автомобильный бампер является не просто украшательством, а одним из основных элементов пассивной безопасности при движении на малых скоростях. Вспомните об этом, когда ваша девушка в очередной раз неаккуратно припаркуется: ведь если бы не бампер, повреждения машины оказались бы куда более значительными.
В странах-автопроизводителях даже существуют стандарты по размещению бампера и той силе удара, которую он должен выдерживать. например, в соответствии с американскими правилами 1982 года, бампер должен был устанавливаться на высоте от 41 до 51 см. от земли и "держать удар" на скорости до 4 км/ч.
Интересно, что предыдущая версия стандарта была более жесткой: так называемые "пятимильные" бамперы должны были оберегать машину от повреждений на скорости в 5 миль или 8 км/ч. Последней станой, где был актуален "пятимильный" стандарт, стала Канада, но и там он был отменён в 2009. Законодатели сочли мощные бамперы слишком травмоопасными для пешеходов...
Собственно, это всё, что простому водителю достаточно знать о бампере. Хотите знать больше? Самое время заглянуть в историю!
Несмотря на то, что идея такой кузовной детали буквально витала в воздухе, первые автомобили долгое время обходились без бамперов. Были отдельные попытки приделать к машине что-то, напоминающее буфер локомотива, но всё это - в порядке эксперимента, и дальше рудиментарных накладок и нелепых хрупких реек, ломавшихся при ударе, дело не сдвинулось. Ситуация изменилась, когда бамперы начали появляться на массовых машинах. Например, на Ford A, который сменил устаревший Ford T и встал на конвейер в 1927 году. Бампер этого автомобиля задал форму, которую скопировали и которой в дальнейшем придерживались все производители того времени: две узких горизонтальных полосы из стали, чуть загнутые по краям (для создания рёбер жесткости). Чтобы гасить удар эффективнее, бампер крепился на подпружиненных кронштейнах спереди и сзади машины. О стиле тогда особо не думали: бампер представлялся элементом чисто функциональным, смотрелся на корпусе несколько инородно и единственным доступным "украшательством" была покраска бампера в цвет кузова, хромирование или никелирование по желанию покупателя.
Как и любая другая эволюция, эволюция бампера привела к появлению тупиковых ветвей и "продвинутых", современных форм, которые и одержали победу уже в конце 30-х годов. Традиционный автомобильный бампер из двух полос и стал тем тупиком, в который вошли многие автопроизводители того времени: в попытках сделать эту уродливую конструкцию красиовй, заводские дизайнеры превращали две полосы в одну, и прикрывали кронштейны и перемычки накладными "клыками". Потом, в сороковых-пятидесятых клыки вернутся ещё раз, как один из основных стилевых элементов, но двухполосные бампера канули в лету навсегда - им на смену пришли штампованные конструкции с П-образным профилем. Это ознаменовало поворот в развитии пассивной безопасности: бампера нового типа стали первым элементом кузова, гасившим энергию удара за счёт сминания. Усложнение формы позволило решить и другую проблему. Бампер перестал быть инородным элементом во внешности автомобиля, став в дизайне чем-то вроде дополнительного средства выразительности. Тут-то и пригодились, "клыки" придавшие облику машины более агрессивные и фантастичные формы. Это было очень кстати, учитывая, что на пороге стояли 50-е - золотой век автомобилестроения только начинался.
Небольшая оговорка: "золотой век" начинался только в США. Европа приходила в себя после войны, и тогдашние европейские и советские автомобили строились по свосем другим канонам - маломощные двигатели, дешевые материалы, простота производства и ремонта. Но американских автопроизводителей проблемы Старого Света особо не волновали. Их машины становились всё более крупными и технологичными, двигатели - всё более мощными, а дизайн усложнялся. Трендом тех лет стал бампер, интегрированный в кузов, слившийся с крыльями и радиаторной решеткой. Расширился и функционал: на некоторых машинах бампер стал частью системы охлаждения двигателя, а в его нишах стали впервые устанавливаться фары и указатели поворота.
Увлечение аэростилем и массивными бамперами на некоторое время отделило американский автодизайн от европейского: пути двух мощных автомобильных культур разошлись. Если взглянуть на автомобили Европы 60-х - 70-х годов, то форма бампера будет одинаковой практически на всех машинах. Прямоугольный, чуть загнутый брусок с толстыми резиновыми вставками и выставленный вперёд на длинных кронштейнах. Подобный бампер можно увидеть и на BMW, и на Peugeot, и даже на автомобилях ВАЗа. Американцы, оправившиеся от безумства 50-х, тоже слегка упростили форму бамперов, оставив одну характерную деталь, которая, в дальнейшем, сформировала облик всех классических мускул-каров: бампер был глубоко интегрирован в кузов автомобиля и оставался довольно значимой частью облика. Pontiac GTO c хромированными "очками" и Dodge Challenger не дадут соврать.
Но эволюция - хитрая и непредсказуемая штука. Элементом, который совершенно неожиданно "скрепил" разошедшихся друг с другом американцев и европейцев стал... пластик. Использование его в качестве материала для бампера началось в конце 60-х годов. Как это и бывает с любыми новыми идеями, дизайнеры экспериментировали с пластиковыми бамперами очень осторожно - ранний "пластик" часто красился в серые и чёрные цвета, словно имитируя хром и разницу в материалах бампера и кузова, а сама форма во многом копировала формы прежнего хромового обвеса, стараясь далеко от неё не отходить... Но позитивные изменения не заставили себя долго ждать: производство пластиковых кузовных деталей было намного дешевле, чем производство хромированных, и уже европейцы начали "заигрывать" с интегрированными в кузов бамперами с вмонтированной светотехникой. В дизайне автомобилей наметился вектор развития, который остаётся актуальным до сих пор - бампера машин всё больше сливаются с кузовом, окрашиваются с ним в один цвет, следуют за формой крыльев и становятся практически полностью декоративным элементом. Опасаться за безопасность, впрочем, не следует: сегодня бампер - лишь кожух, закрывающий сложную систему из металлических усилителей, управляющих деформацией кузова при аварии. Тем не менее, если Ваш автомобиль нуждается в замене такого важного элемента, стоит просто купить бампер или, по меньшей мере, озадачиться проведением необходимых кузовных работ
Что дальше? История автомобилей, порой, кажется непредсказуемой, но она учит нас одному: будущее - за совершенными технологическими решениями, сочетающими в себе красоту, безопасность и удобство. В общем, всё, будет так, как и должно быть, а значит, за будущее бампера можно не волноваться. Мы ведь об эволюции говорим, правда?
Владелец магазина автозапчастей Шамаль Д.В.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет