Что представляет собой тормозная система автомобиля
Наука сухо характеризует данный термин как основу безопасного перемещения. Любой курсант автошколы знает: если упомянутая система неисправна, эксплуатировать машину запрещено. Но что данное правило означает на практике?
Определение понятия
Автолюбители со стажем наверняка не раз сталкивались с такой картиной: на проезжую часть внезапно выбегает животное или пешеход. Есть всего сотая секунды для реагирования. Первое, что делает человек за рулем – изо всех сил давит ногой на соответствующую педаль. Машина останавливается – можно выдохнуть.
Под тормозной системой (далее – ТС)понимают совокупность конструктивных и эксплуатационных характеристик любого вида транспорта. Все они направлены на предотвращение ДТП, исключают любые предпосылки возникновения аварий. Иными словами, ТС –комплексная безопасность, влияющая на снижение скорости движения автомобиля, на его дальнейшую остановку.
Есть несколько разновидностей ТС:
- рабочая;
- запасная;
- стояночная;
- вспомогательная;
- ABS – антиблокировочная.
В комплексе они представляют единое управление. Например, тормозная система автомобиля МАЗ обеспечивает безопасность грузовика, его фиксацию во время стоянки. Конструкция грузовой машины подразумевает четыре независимые ТС – рабочую, стояночную, запасную и вспомогательную. При нормальном, адекватном функционировании транспортного средства используется только основная ТС. Но если она вышла из строя, или водитель решил остановить автомобиль экстренно,подключаются остальные.
Принцип действия
В ТС есть жидкость. Как только ступня водителя касается средней педали, она начинает поступать из узкого в широкий цилиндр. Эта система носит название гидравлической. Она влияет на увеличение тормозной силы.
На практике, в упрощенном виде, принцип действия можно описать так:
1) Ступня жмет на педаль, которая, в свой черед, движется вниз и толкает рычаг. Он сообщается с поршнем основного цилиндра.
2) За счет рычага поршень проталкивается в узкий цилиндр, который заполнен гидравлической жидкостью. При работе поршня она сжимается и выталкивается в небольшое отверстие. Описанное напоминает принцип действия насоса, выталкивающего воздушные потоки в шланг.
3) Образуется давление. За счет него жидкость проникает в магистраль, основу которой составляют тормозные трубки, подведенные к каждому из колес. Главный цилиндр нагнетает давление. В результате вещество попадает в каждое из колес.
4) Все то же давление гонит жидкое вещество дальше, в цилиндры, расположенные в колесах. Они обладают большим размером по сравнению с главным. Попав в один из них, вещество увеличивает тормозное усилие. Оно возрастает из-за разного объема элементов, которыми оснащена ТС.
5) Итогом усиленного давления гидравлической жидкости является сжатие колодки. С помощью работающих поршней в колесных цилиндрах колодка прижимается к барабану. Под барабаном подразумевается металлический диск.
6) Между колодкой и диском происходит трение, которое способствует замедлению вращения диска. То есть, последующей остановке транспортного средства. Давление падает – автомобиль совершает остановку.
Стоит добавить в заключение: перечисленные процессы в реальности происходят за доли секунды.
В целях безопасности авто производители обычно оснащают двумя отдельными контурами гидравлических тормозов. Если один контур выйдет из строя, второй возьмет на себя функции неисправного элемента.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет