К числу важнейших конструкционных элементов любого автомобиля можно отнести кузов или раму, которая представляет собой несущую систему, соединяющую все остальные компоненты в единое целое. Если раньше все транспортные средства предусматривали рамную конструкцию, то сегодня на многих легковых автомобилях используется несущий кузов. Несмотря на это, рамные конструкции до сих пор применяются на грузовых автомобилях и некоторых внедорожниках.
Особенности и назначение рамной конструкции
Немаловажным силовым элементом является лонжерон, представляющий собой металлический короб сложной формы, формирующей раму и использующийся в качестве опоры для крепления элементов подвески и кузова. В целом же рама автомобиля чаще всего выполняется в виде балочной конструкции, обеспечивая достаточно пространства для размещения пассажиров и багажа.
Важно заметить, что использование рамы лонжеронного типа дает возможность значительно повысить устойчивость к излому машины, что важно для многих внедорожников, минивенов и грузовых автомобилей. Таким образом, любая рамная конструкция на авто представляет собой определенный «скелет», воспринимающий внутренние и внешние нагрузки как при передвижении (динамические), так и при стоянке (статические) автомобиля.
Требования, предъявляемые к раме автомобиля
- исключительная прочность за счет использования стальных элементов и изготовленная из особо прочного сплава;
- жесткость, обусловленная особой конструкцией, исключающей ее разрыв или изгиб;
- ровная геометрическая форма, обеспечивающая хорошие аэродинамические характеристики.
Современные рамы отличаются достаточно большим числом преимуществ, позволяя не только собирать автомобиль, но и ремонтировать его в дальнейшем с минимальными трудозатратами. Главное отличие рамной конструкции от кузовной заключается в том, что любая поломка может быть устранена на специализированном СТО.
Более того, рамная конструкция стойко переносит передвижение по пересеченной местности, исключая перекосы кузова, сток, проемов дверей багажника, капота и так далее. Вместе с тем, рамная конструкция имеет ряд минусов:
- большой вес автомобиля за счет наличия отдельного кузова и рамы;
- увеличенный расход топлива из-за веса;
- сложность в плане выделения дополнительного свободного пространства, поскольку рамная часть «съедает» существенную часть свободного пространства;
- сниженный уровень пассивной безопасности, поскольку при ударе существует риск смещения рамы относительно самого кузова.
Основные виды рам
На сегодняшний момент все рамные конструкции делятся на 3 большие категории:
- Лонжеронные. Являются наиболее распространенными и активно используются в легковых автомобилях. Представляют собой 2 силовые продольные балки, соединенные поперечинами. Рамы могут иметь вертикальные и горизонтальные изгибы, что зависит от конструкционных особенностей.
- Хребтовые. Используются на тяжелых грузовиках и представляют собой трубные части, внутри которых располагается карданный вал и прочие элементы. Такая рама отличается исключительной прочностью и устойчивостью к физическим нагрузкам, поэтому чаще всего применяется в специализированных машинах.
- Пространственные. Относятся к числу наиболее сложных и чаще всего применяются для спортивных машин. Пространственная рама представляет собой сооружение из тонких легированных труб, отличающихся высокой жесткостью и прочностью.
Подводя итоги можно отметить, что современные машины конструируется с самыми разными типами рам, которые отличаются конструкцией и уровнем прочности. Благодаря этому существует возможность добиваться максимальной прочности и устойчивости к нагрузкам.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет