Стоимость передвижения на электричке. Сравнение с дизельным авто
Давно собирался провести расчёт передвижения на электричке в виде программы, где любой показатель можно заменить и быстро узнать как меняется стоимость проезда. На калькуляторе это было прикинуто ещё до покупки электрички.
Открывая любую статью про электромобили, где возможно обсуждение, сразу же набегут боты с кучей информации. Одной половине комментаторов электричка никак не подходит: надо за 1000км куда-то ехать каждый день, к родственникам, в деревню, на рыбалку, охоту и так далее, таксисты отдыхают. А зарядиться в лесу и на трассе негде, да и в скворечнике многоэтажек удлинитель не сбросишь, а ждать по 8 часов зарядку никто не готов. Другой половине обязательно важна экология, как же там литий, кобальт добывают, детский труд в Конго, ТЭЦ обязательно на угле будут чадить им в нос, при этом спокойно рассекают по дорогам на чахлом дизельке, пыхтя под нос прохожим. Ну это так, предисловие.
В общем набросал в экселе следующие исходные данные для своего передвижения в тяжёлом режиме город/трасса в пропорции 75/25 и короткими поездками в городе плечом до 10км с годовым пробегом 6000км. Для ДВС это означает как минимум замена масла в 2 раза чаще. МКАД г.Минска к такому режиму не относится, это типичная загруженная трасса. Износ батареи стабилизирован по годам и практически неизменный по пробегу. То есть машина стоит, а износ продолжается. Нет линейной зависимости износа батареи по пробегу, можно выкатать 100 тыс. км в год, но батарея будет такая же, просто физически наездить на машине так много с малым запасом хода достаточно тяжело. Доступная ёмкость новой батареи для пользователя - 22кВтч при номинальной 24кВтч. Дизельный авто - классический современный 1,6Д со среднегодовым расходом топлива в таком режиме передвижения - 6л/100км. Вес Nissan Leaf аналогичный Пежо-3008, около 1,6т. В расчётах не беру затраты на обслуживание, т.к. не заметил существенных трат в машинах ДВС возрастом 3-10 лет, с окончанием гарантии. Цену батареи для Nissan Leaf брал как за новую, т.к. цену старой с обменом своей даёт большую разбежку, сегодня это может быть 3000$, завтра 5000$ в зависимости от спроса/предложения. Расчетный файл здесь: https://cloud.mail.ru/public/xEhM/osm7eMFJE
Данные для расчёта такие:
Стоимость новой штатной батареи, 24кВтч | 6800$ | ||||||||
Курс доллара на 30.03.23г. | 2,86р | ||||||||
Усреднённая деградация (износ) батареи в год | 3,0% | ||||||||
Стоимость 1кВтч по стандартному тарифу с газовой плитой на март 2023г. | 0,2459р | ||||||||
Стоимость 1кВтч по тарифу полного возмещения на март 2023г. | 0,2705р | ||||||||
Стоимость 1кВтч на общественных станциях переменного тока Медленные | 0,40р | ||||||||
Стоимость 1кВтч на общественных станциях постоянного тока Быстрые (Чадемо) | 0,49р | ||||||||
Среднегодовой пробег (личный, как минимальный) | 6000км | ||||||||
Среднегодовой расход электромобиля с учётом сетевых потерь на зарядку на 100км в указанном режиме | 20кВтч | ||||||||
Среднегодовой расход дизельного топлива аналогичного автомобиля по ТХ на 100км в указанном режиме | 6л | ||||||||
Цена дизельного топлива на 30.03.23г. |
2,42р
|
Также выделил расчёт целесообразности эксплуатации электрички по сравнению с дизельным авто при зарядке на станциях постоянного тока (чадемо) с максимальным тарифом на электричество. По расчётам на пробеге менее 5000км в год выгоды от Nissn Leaf нет. Да и в целом "чадемный" тариф - это предел цены, при которой электричка не подходит. То есть, всё, что выше 50 копеек за 1кВтч при существующей цене топлива уже лишено смысла. Кто-то заметит "да это же Лиф с убогой деградирующей батарейкой". Отчасти верно, но при обычной эксплуатации в средней и северной полосе широт, соблюдая руководство по эксплуатации, долговечность батареи Nissan ничем не отличается от других лидеров электричек, моей машине 10 лет, остаток батареи 80%. В концерне Nissan не додумались сделать резерв ёмкости, скрытой от пользователя, чтобы последний не паниковал при деградации первых лет. В первые 3 года износ батареи может достигать 3-5%, тогда как в последующем стабилизируется до 1,5-2% в год. В расчёте - 3%.
Чем больше пробег, тем преимущества электрички выше при определённом потолке цены электричества
Общая картинка расчётов
В файле можно заменить любые цифры в колонке variable values и посмотреть как изменится результат. Свои выводы каждый делает сам. Добавлю только, что машины покупают разные, кому на чём удобнее, независимо от затрат. Электричка в данном случае даёт в долг и преимущество может показаться бесспорным.
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии