Перейти к содержанию

Стоимость передвижения на электричке. Сравнение с дизельным авто


DJ BASS

927 просмотров

Давно собирался провести расчёт передвижения на электричке в виде программы, где любой показатель можно заменить и быстро узнать как меняется стоимость проезда. На калькуляторе это было прикинуто ещё до покупки электрички.

Открывая любую статью про электромобили, где возможно обсуждение, сразу же набегут боты с кучей информации. Одной половине комментаторов электричка никак не подходит: надо за 1000км куда-то ехать каждый день, к родственникам, в деревню, на рыбалку, охоту и так далее, таксисты отдыхают. А зарядиться в лесу и на трассе негде, да и в скворечнике многоэтажек удлинитель не сбросишь, а ждать по 8 часов зарядку никто не готов. Другой половине обязательно важна экология, как же там литий, кобальт добывают, детский труд в Конго, ТЭЦ обязательно на угле будут чадить им в нос, при этом спокойно рассекают по дорогам на чахлом дизельке, пыхтя под нос прохожим. Ну это так, предисловие.

В общем набросал в экселе следующие исходные данные для своего передвижения в тяжёлом режиме город/трасса в пропорции 75/25 и короткими поездками в городе плечом до 10км с годовым пробегом 6000км. Для ДВС это означает как минимум  замена масла в 2 раза чаще. МКАД г.Минска к такому режиму не относится, это типичная загруженная трасса. Износ батареи стабилизирован по годам и практически неизменный по пробегу. То есть машина стоит, а износ продолжается. Нет линейной зависимости износа батареи по пробегу, можно выкатать 100 тыс. км в год, но батарея будет такая же, просто физически наездить на машине так много с малым запасом хода достаточно тяжело. Доступная ёмкость новой батареи для пользователя - 22кВтч при номинальной 24кВтч. Дизельный авто - классический современный 1,6Д со среднегодовым расходом топлива в таком режиме передвижения - 6л/100км. Вес Nissan Leaf аналогичный Пежо-3008, около 1,6т. В расчётах не беру затраты на обслуживание, т.к. не заметил существенных трат в машинах ДВС возрастом 3-10 лет, с окончанием гарантии. Цену батареи для Nissan Leaf  брал как за новую, т.к. цену старой с обменом своей даёт большую разбежку, сегодня это может быть 3000$, завтра 5000$ в зависимости от спроса/предложения. Расчетный файл здесь: https://cloud.mail.ru/public/xEhM/osm7eMFJE 

 

Данные для расчёта такие: 

Стоимость новой штатной батареи, 24кВтч 6800$
Курс доллара на 30.03.23г. 2,86р
Усреднённая деградация (износ) батареи в год 3,0%
Стоимость 1кВтч по стандартному тарифу с газовой плитой на март 2023г. 0,2459р
Стоимость 1кВтч по тарифу полного возмещения на март 2023г. 0,2705р
Стоимость 1кВтч на общественных станциях переменного тока Медленные 0,40р
Стоимость 1кВтч на общественных станциях постоянного тока Быстрые (Чадемо) 0,49р
Среднегодовой пробег (личный, как минимальный) 6000км
Среднегодовой расход электромобиля с учётом сетевых потерь на зарядку на 100км в указанном режиме 20кВтч
Среднегодовой расход дизельного топлива аналогичного автомобиля по ТХ на 100км в указанном режиме
Цена дизельного топлива на 30.03.23г.

2,42р

 

 

 

гр 1.jpg

 

Также выделил расчёт целесообразности эксплуатации электрички по сравнению с дизельным авто при зарядке на станциях постоянного тока (чадемо) с максимальным тарифом на электричество. По расчётам на пробеге менее 5000км в год выгоды от Nissn Leaf нет. Да и в целом "чадемный" тариф - это предел цены, при которой электричка не подходит. То есть, всё, что выше 50 копеек за 1кВтч при существующей цене топлива уже лишено смысла. Кто-то заметит "да это же Лиф с убогой деградирующей батарейкой". Отчасти верно, но при обычной эксплуатации в средней и северной полосе широт, соблюдая руководство по эксплуатации, долговечность батареи Nissan ничем не отличается от других лидеров электричек, моей машине 10 лет, остаток батареи 80%. В концерне Nissan не додумались сделать резерв ёмкости, скрытой от пользователя, чтобы последний не паниковал при деградации первых лет. В первые 3 года износ батареи может достигать 3-5%, тогда как в последующем стабилизируется до 1,5-2% в год. В расчёте - 3%.

Чем больше пробег, тем преимущества электрички выше при определённом потолке цены электричества

Цена.jpg

 

 Общая картинка расчётов

Гр2.jpg

 

В файле можно заменить любые цифры в колонке variable values и посмотреть как изменится результат. Свои выводы каждый делает сам. Добавлю только, что машины покупают разные, кому на чём удобнее, независимо от затрат. Электричка в данном случае даёт в долг и преимущество может показаться бесспорным.

2 Комментария


Рекомендуемые комментарии

  • Модератор

) вероятно, Лиф это надолго.

Чем дороже электричка, тем меньше в ней смысла с точки зрения экономии. Если не для экономии, а просто, чтобы нравилась, то для Теслы надо доход раза в 3 повыше.

Ссылка на комментарий
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...