Перейти к публикации

Что такое электромобиль и с чем его едят

DJ BASS

175 просмотров

После продажи Дэу-Джентра и обсуждения на других форумах о своём выборе электромобиля столкнулся с полным неведением и типичными заблуждения на тему электромобилей, батарей к ним, эксплуатацией и ценообразованием.

Возможно где-то есть такая информация, но попытаюсь разжевать своими словами. Ответы буду расписывать в форме вопрос (заблуждения)-ответ. Не претендую на прописную истину. Эта информация - повод к размышлению и поиску истины.

Вопрос: электромобиль вреден, он потребляет электроэнергию с ТЭЦ, а КПД ТЭЦ низкая на условиях доставки сырья и электричества к потребителю (электромобилю).

Ответ: поставьте дизель-генератор и проверьте, что дешевле выйдет. Типичное заблуждение сторонников ДВС. Полемику можно развести не на один том сочинений. Мои аргументы простые. Рекомендую читать правильные статьи о функционировании электростанций, а не одно и то же, скопированное друг у друга. Даже есть красивые картинки это доказывающее, что прям ДВС имеют КПД выше.

ТЭЦ недозагружены ночью после 12, их нельзя прям так взять и реостатом или регулятором убавить, электрички в этом отношении спасители, да и причём здесь ТЭЦ? А потребители электроплит, обогревателей, обогрев домов, и много всего прочего тоже КПД считают? ГЭС, частично АЭС и прочие источники вполне чистые. Электромобиль тот же «обогреватель», который тянет из розетки свои скромные 2,5кВт.

Основной плюс, который может нивелировать возможные минусы – отсутствие выхлопа электрички. Чистый двор, чистые улицы. Выхлоп не распыляется и не рассеивается разрозненно, им можно управлять централизовано с помощью источников электроэнергии. И как ни странно меньший шум. Да-да, живёт ли кто-нибудь рядом с «лежачим» полицейским? Постойте рядом 5 минут, голова загудит от постоянного бжикания и гудения.

Вопрос: Электрички расплодятся и заполонят планеты, всем не хватит инфраструктуры.

Ответ: Ещё смешнее такой вопрос читать. Экономика существует как баланс производства/потребления. Где-то убыло, значит где-то прибудет. На примере США доля электричек за 10-летний период несколько процентов. На мировом фоне – погрешность измерений. Батареи дороги и на этом фоне баланс в сторону электричек на данном этапе невозможен. Абсурдно считать, что Беларусь как сосед одного из лидеров по добыче нефти/газа, станет главенствовать в развитие электромобилей. Скорее останемся как транзитёры и заправщики европейских авто. Под это и заточена наша зарядная сеть. Посчитайте долю разъёмов на заправках J1772 – для американских авто, которых у нас большинство и Type2 – для европейских авто, которых у нас единицы. Получается строим для кого-то, а не для себя.

Второй момент, кто рядом с калькулятором. Информация к размышлению: Ориентировочное максимальное количество электричек в Беларуси – 1000 автомобилей, это, вдумайтесь, 0,05% от машин ДВС. Прибавка электричек к нашему автопарку настолько медленная, что эта 1000 автомобилей будет актуальна и через 5 лет. За 1 день такое количество электричек максимально съедят 20000кВтч энергии, а по факту 1/10 часть. Это настолько мизер, что любые рассуждения о вреде или пользе на уровне муравьев среди планет Солнечной системы.

Третий момент. Когда приходишь домой и включаешь свет, инфраструктуры всем хватает? Так и с электротранспортом, кто его купил, заряжает уже в существующей инфраструктуре, никак не напрягая сеть, а установка дополнительных источников лишь привлечение интереса к электричкам и дополнительные удобства. Цена электричества для электричек не подымется, читай пункт выше, все потребители электричества одинаковы. Это и отличает владельце электричек от ДВС, которых доят еженедельно +1 копеечка. Кто любитель экологии, ходи пешком, крути педали и жечь газ, нефть, изготавливать солнечные панели, ветрогенераторы, стоить ГЭС и прочее не придётся.

Вопрос: литиевые батареи страшно вредны.

Ответ: это из разряда страшилок предыдущего вопроса. Батарея Лифа весит порядка 300кг, из них лития всего 3 кг, то есть около 1%. А что же там ещё такое вредное? Кобальт, никель, алюминий, углерод, марганец и другие элементы, типичные для бытовых батареек типа АА или ААА. То есть те 20 тонн бытовых батареек, собранных по контейнерам магазинов и отправленных в Швецию для углубленной переработки не наводят ужас, а отсутствие хотя бы 1 батареи в Беларуси от электромобиля в утиль у обывателей ставят волосы дыбом. Они с упорством продолжают клацать кнопками ноутбука с литиевой батареей, копируя глупые статьи, и водят пальцами по ненаглядному смарту с тем же страшным «мусором» и крутят шурупы любимым шуруповёртом. Для сведения: в США не так давно только приступили к переработке литиевых батарей от электромобилей, потому что нечего было перерабатывать. Будет спрос, будет предложение.

Вопрос: при взрывном и массовом характере изготовления электричек литий, кобальт закончатся менее, чем за 20 лет.

Ответ: не закончатся. Быстрее графеновые элементы или что-то ещё будет в качестве питания электричек, чем исчерпание ресурсов или вторичная переработка. В 80-х годах пугали концом эры нефти. Где это всё?

По всему миру на 2 млрд ДВС несчастные 0,5млн электричек? Это 0,025% - просто пшик.

Вопрос: литиевые батареи сильно деградируют.

Ответ: да, такое явление есть, но в разных батареях с разной «химией» по разному. Если ноутбук, смарт, электроинструмент издохнут за 1-10 лет, то заводская гарантия на батареи воздушного охлаждения Лифа 8 лет и нормируемая эксплуатационная годность – 20 лет. Среднестатистическая деградация 2-4%. То есть, если батарея деградировала на 40% и более её меняют по гарантии. Таких случаев очень мало. Для примера в моей 7-летней батарее электрички деградация всего 15%. В электроинструменте за 4 года – менее 5%. Но по истечению 20 лет батарея автомобиля не становится нулём. Её можно использовать в менее мощных потребителях, накопителях энергии бесперебойного питания и прочих устройствах. Да, есть примеры сильно усаженных батарей с Японии или других мест с тропическим климатом, где очень тепло. Ну так и технология батарей Лифа предполагает контроль перегрева, что не всегда выполняется потребителями.

Вопрос: ты купил галимый авто, запас хода всего 100км.

Ответ: дайте 40к$, я куплю новый Ниссан-Лиф ZE1 c батареей 62кВтч и мне будет хватать на 400км. Всё упирается в цену батареи. Хочешь больше, плати, получишь любой вариант, хоть 1000км. Любой владелец электрички хочет ездить больше, но есть некая граница запросов и возможностей. Зачем переплачивать, если пробег 200км+ используется в лучшем случае 1 раз в год? Всё сугубо индивидуально.

Вопрос: на морозе батарея замёрзнет и машина не поедет.

Ответ: кому меньше всего надо об этом беспокоится, так это белорусам. Мороз -25-30 уже считается аномальным. Для Лифа это вполне рабочая температура, но ни один нормальный автовладелец не будет мучить свою ласточку, проверяя заведётся машина или нет, если 1-2 дня аномально большой мороз. Владельца электрички больше интересует не мороз, а есть ли иней на лобовом стекла, иначе после нажатия кнопки придётся ждать таяния льда и запас хода при работе печки может существенно упасть. Электромобиль может трогаться через 2-3 секунды после запуска системы без малейшего вреда автомобилю и наличие мороза на это никак не сказывается. Также в Лифе предусмотрен штатный автопрогрев батареи при морозе -17 и ниже, чтобы батарея имела бОльшую отдачу на разряд и запас хода не падал.

Забыл ещё смешное высказывание добавить.

Вопрос: Лиф - так это та мелкая машинка?

Ответ: смотрите характеристики, подъедьте, станьте рядом, наконец попросите присеть спереди, сзади в салоне. Все вопросы отпадут. Лиф - это обычный, семейный, среднеразмерный автомобиль. Ветром его не сдувает при массе более 1,5 тонн.

Немного фоток по габаритам:

Лиф:

p18m2hq0csk7s1so11l561hrgqia1.jpg

 

Пежо-308:

peugeot-308-01.jpg

 

Хонда СРВ:

Хонда СРВ.jpg

Вроде всё. Надеюсь что-то в голове прояснилось :)

Задавайте любые вопросы, вместе пофилософствуем, «детские» вопросы тоже принимаются.



19 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нифига не понял но было интересно, особенно про батарейки, чтоб заряд не падал навсегда, думаю в следущей жизни куплю себе нло двухместное с вечной батарейкой

Изменено пользователем Peugeovod

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ничего вечного в нашей жизни нет. Были советские никель-кадмиевые аккумуляторы типоразмера АА или "таблетки", они до сих пор живы при малой ёмкости, хотя им уже лет 30, но и они не вечны.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
46 минут назад, victor3gomel сказал:

про ТЭЦ посмешило

Вопросы с разных форумов, где обсуждают электрички. В частности про ТЭЦ, КПД и вообще неэкологичность электричек и батарей обширная полемика в клубе 508-го. В других клубах разговор короче, но чувствуется, что люди имеют навязанную точку зрения из 1 источника.  

В принципе иногда читаешь как анекдоты заблуждения. Электрички уже 10 лет как достаточно ходовые и в принципе доступны для экспериментов, особенно японские праворульки в России и американские в Украине, там можно условно купить за 5к$ и делать конструктор, всё очень доступно.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

поясните еще раз.........

1- сложилось впечатление что Вы обогрев салона вообще не включаете.

Как себя поведет батарея скажем при таких условиях - ежедневно  минус 15. пробег в течении дня порядка 70-100 км в городе ( грубо утром из дома вышел и поехал по делам в три четыре места. За 3-4 часа управился). В салоне должно быть тепло как при использовании климат контороля -включил и забыл. Проедет 70-100??

2 - Если живу в квартире в центре. Каков алгаритм действий для ежедневного использования?

Вышел - доехал до офиса 20км. Доехал вечером домой -20км. Раз в три дня надо будет перед поездкой домой заехать на зарядку и посидеть там (если повезло и пустая)?  Сколько сидеть? А если зима- на сколько чаще на зарядку ехать при таком цикле?

Изменено пользователем Юрий К

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
13.02.2020 в 22:34, Юрий К сказал:

сложилось впечатление что Вы обогрев салона вообще не включаете.

Зима в этом сезоне была аномально тёплой, поэтому эпизодические морозы не позволили испытать электричку на 100%. Но 1 месяц я использовал машину как ДВС, то есть климат-контроль на +24 в авто режиме. При этом когда развозил детей в садик/школу и ожидал, пока они зайдут/выйдут, печка работала беспрерывно. На коротких поездках печка работает на мощности с 4,5кВт, плюс потребление второстепенных потребителей 300-400Вт. Итого нагрузка на основную тяговую батарею очень большая, экономичность передвижения падает со средних 6,7км/кВт до 4-4,5.

В принципе разница, когда мороз -5 или -10 не существенна в плане пикового потребления печки при начальном запуске, важна непрерывность поездки. То есть тёплый воздух идёт сразу, но салон прогревается примерно через 3-5км и тогда тепловой фен снижает потребление до 1,5кВт это при условии автоматического режима климата. На любом этапе можно вмешаться и выключить печку для экономии.

В последующие месяцы я перестал пользоваться печкой за исключением разморозки лобового стекла, потому что лень заряжаться чаще 1 раза в неделю и не было таких морозов, чтобы топить вхолостую салон, если поездки не более 1-5км за один присест. В Лифе имеется подогрев всех сидений и руля, на основную батарею их включение не влияет, поэтому мёрзнуть некогда.

13.02.2020 в 22:34, Юрий К сказал:

пробег в течении дня порядка 70-100 км в городе. В салоне должно быть тепло как при использовании климат контроля -включил и забыл

24кВт-ная батарея не осилит на 100% пробег 100км с печкой и очень короткими поездками из-за специфики обогрева салона. Т.к. в сильный мороз (-20-25) экономичность пробега будет падать до 3-4км на 1кВт батареи, а в идеале чистый запас мощности новой батареи - 22кВтч.

При таких запросах надо покупать машину с батареей минимум 30кВтч или ставить дополнительный блок батарей в багажник или ставить вебасту, кому что нравится, по цене то на то и выйдет.

Отдельный вариант, он самый распространённый, купить машину со стандартной батареей 24кВт, но имеющей зарядный разъём "чадемо" (быстрой зарядки), тогда в пределах Минска нет проблем докинуть заряда за 10-15 минут и спокойно ехать дальше. Машины даже с дохлой батареей вполне катаются по таким крупным городам как С-Петербург или Москва, используя быстрые зарядки.

В моей машине чадемо нет, но его наличие расширяет стандартные возможности авто.

13.02.2020 в 22:34, Юрий К сказал:

Если живу в квартире в центре. Каков алгаритм действий для ежедневного использования?

Надеюсь не на последнем этаже :)

Для жителей квартир без гаража рядом электромобиль не то, чтобы противопоказан, но вызовет ряд неудобств. Поэтому надо определиться где в радиусе проживания имеется обычная бытовая розетка, например на платной стоянке или на работе, и рассмотреть возможность зарядки на общественных зарядках на время работы или на ночь. При этом учесть, что бесплатность общественных зарядок может быть исключена со временем и с владельцев электричек сдерут в три шкуры по новым тарифам.

13.02.2020 в 22:34, Юрий К сказал:

Раз в три дня надо будет перед поездкой домой заехать на зарядку и посидеть там (если повезло и пустая)?  Сколько сидеть? А если зима- на сколько чаще на зарядку ехать при таком цикле?

Да, надо будет искать зарядку и заряжаться, сидеть при этом и ждать не надо. Если это быстрая зарядка, то 10-20 минут не обременительно. Во время любого типа зарядки Лиф позволяет обогревать салон. Зима никак не влияет на частоту зарядки, всё индивидуально в плане экономичного передвижения - с печкой или без, быстро или медленно, рывками по спортивному или пенс. Батарея на морозе не разряжается и не замерзает. Частично могут падать токи отдачи на электродвигатель и рекуперация.

Немного поясню наглядно на своей машине. Вот картинка панели:

CIMG2883.thumb.JPG.5e36606fef933172b5fb31a0ef4c358e.JPG

 

Зелёная стрелка - 2 кружка с одинарными кольцами означает, что в данный момент они не доступны для рекуперации, т.к. батарея заряжена до 89%. По мере разрядки количество доступных кружков рекуперации растёт. Каждый кружок - это 9кВт.

Красная стрелка - 2 кружка с двойными кольцами - доступная рекуперация до 18кВт. В городском трафике в режиме коробки D обычно используется 1-2 кружка, в режиме "B" все 4 при активном торможении или спуске с резкого уклона.

Голубая стрелка - доступная мощность. Обычно всегда полная. Падает, если батарея почти утиль или разряжена до режима "черепашка".

 

Подчеркну важный итог: все эти заморочки мало интересуют во время езды. Ты просто сел, нажал на кнопку и поехал, моментально, без тормозов и забиванием головы о чём-нибудь. Такие мелочи используешь и наблюдаешь от нечего делать. Основной момент - это иногда экономить на печке, если лень заряжаться или есть трудности в доступе зарядки.

 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Порадовала фраза "При таких запросах" хотя я описал минимально возможное передвижение по городу простого человека с двумя авто в семье.

 

Итого вывод для меня.

При передвижении больше чем с работы на работу и при отсутствии частного дома это совсем не интересно.

....

и именно это будет сдерживать развитие электричек. Даже не цена а тупо неудобство использования при " ТАКИХ запросах" как 50 км ежедневно.

 

Забыл спросить. А кондей сильно жрет? Как печка?

2 часа назад, DJ BASS сказал:

Подчеркну важный итог: все эти заморочки мало интересуют во время езды. Ты просто сел, нажал на кнопку и поехал, моментально, без тормозов и забиванием головы о чём-нибудь. Такие мелочи используешь и наблюдаешь от нечего делать. Основной момент - это иногда экономить на печке, если лень заряжаться или есть трудности в доступе зарядки.

Именно  эти заморочки ОЧЕНЬ сильно интересуют во время езды.

Ибо когда выходишь с работы и не знаешь доедешь ли в час пик до любимого ресторана на другом конце города и вернешься ли домой - это как то напрягает.

Заставляет заморочиться с такси или метро. А зачем тогда авто?

Изменено пользователем Юрий К

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
1 час назад, Юрий К сказал:

минимально возможное передвижение по городу простого человека с двумя авто в семье

:ag: да лан, пусть будет так. У меня минимальные 10км в день только с 1 электричкой. ДВС не упал со своими дорожными сборами и заправками. На электричку дорожный сбор не уплачивается.

1 час назад, Юрий К сказал:

При передвижении больше чем с работы на работу и при отсутствии частного дома это совсем не интересно

+1, так и есть. Нет гаража, нет дома, .... любуйся на +1 копейка еженедельно.

1 час назад, Юрий К сказал:

именно это будет сдерживать развитие электричек

Сдерживает цена вопроса. Нет денег, приходится пешком. Сейчас есть электрички на любой вкус и запросы. От 100км до 600км вполне можно приобрести.

1 час назад, Юрий К сказал:

А кондей сильно жрет? Как печка?

Кондишн не пользовал пока, езжу 4 месяц. По информации с просторов интернета кондишн менее прожорлив, чем печка. Летом будет виднее, напишу об этом.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
1 час назад, Юрий К сказал:

эти заморочки ОЧЕНЬ сильно интересуют во время езды

Комп пересчитывает твой запас хода в зависимости от подключенных потребителей. Вышел с машины, зная запас хода, в чём проблемы куда-то доехать. Не хватает, заскочи на "чадему" с быстрой зарядкой.

Лучшее решение взять Лиф напрокат, все сомнения отпадут. Если пробеги большие, лень думать о заряде, о своих маршрутах, ну так ДВС никто не отменял, не за чем мучить себя.

Кто в Гомеле, без проблем дам прокатится, "пощупать" что за зверь.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
1 час назад, DJ BASS сказал:

Комп пересчитывает твой запас хода в зависимости от подключенных потребителей. Вышел с машины, зная запас хода, в чём проблемы куда-то доехать. Не хватает, заскочи на "чадему" с быстрой зарядкой.

Да да.

Он и пробки просчитывет туда обратно в которых печка работает и кондей летом пашет?))))

Вы слишком все утрируете.

А заскочил на заправку = это потеря примерно часа на данный момент в лучшем случае.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
1 час назад, Юрий К сказал:

Он и пробки просчитывет туда обратно в которых печка работает и кондей летом пашет?

Пробки просчитывает человек с учётом опыта передвижения в городе. В таком случае надо выбрать далеко или комфортно ехать.

Есть 3 типа лифоводов:

- первый ставит вечером машину на зарядку, с утра 100% или 120-150 км пробега, вот и рассчитывайте пробег и пробки;

- второй, кто не имеет частного дома (гаража) выкатывает 50% пробега, оставляя "дежурных" 50-60км и едет на зарядку или ставит на подпитку в рабочее время;

- третий, кому надо мало ездить и есть свободный доступ в рабочее и в ночное время, в выходные, не парится и выкатывает почти в ноль, то есть до 10-15% и ставит на заряд, имея в запасе 20км на форс-мажор. Себя отношу к 3 типу.

1 час назад, Юрий К сказал:

А заскочил на заправку = это потеря примерно часа

Установка "быстрой" зарядки имеет большой зарядный ток и заряжает батарею машины напрямую без преобразователя. Скорость зарядки 4км пути за 1 минуту.

В программе PlugeShare есть местонахождение и характеристики всех зарядных станций Беларуси. Можно подобрать те, что лучше подходят под маршрут.

Лет 20 назад АЗС было мало, а баки отечественных машин имели небольшой объём, поэтому приходилось заливать на перспективу. Сейчас до любой заправки можно доехать на парах. Также и на электричке на минимальном запасе можно доехать. Запасной вариант - электричку можно зарядить с помощью буксировки.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да, возможно. Тут зависит от мотивации.

Мне за 4 месяца ДВС не понадобился. Если бы не дорожный сбор и другие платежи, возможно было бы оставлять ДВС про запас.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

 

Когда машина с ДВС ездила, дорожный сбор - это +10% к затратам на топливо. Для скутера - это +70% к затратам на топливо. А когда ДВС стоит - это только расходная статья, в независимости от пробега.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Исправил неточность по поводу кружков рекуперации. Их доступность зависит не температуры батареи, а от степени разрядки. На 89% как на фото доступно 2 кружка по 9кВт каждый.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

При постоянной зарядке на шадемо, а тем более на суперчарджерах деградация батареи идет в разы быстрее, чем при зарядке от обычной сети.

Но лично меня сдерживает не деградация, а пробег. За год наезжаю 40000. В день могу легко "переехать" сотку. Живу в многоэтажке, гараж далеко, заряжаться 3 часа в рабочее время не имею возможности. Как вариант - зарядка на офисе. Но опять же - бывает срочно нужно ехать.

Плюс 5-6 раз в год гоняю за границу. Летом на 2000+ км в одну сторону.

Сам считаю, что будущее за "электричками", но для меня подойдет только Тесла модел 3. Но пока не имею средств на приобретение. На 2020 год таможенную пошлину на них отменили. Это интересно, но мне придется ждать следующей отмены. Да и батареи на Тесле хуже, чем на Лифе. Но может через пару лет я все же пересяду на электричку. Приятно все же зарядиться на 500 км за 40 минут и ехать почти бесплатно. Да и обслуживания почти никакого.

Изменено пользователем stea1th

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
22.02.2020 в 17:34, stea1th сказал:

За год наезжаю 40000. В день могу легко "переехать" сотку. Живу в многоэтажке, гараж далеко, заряжаться 3 часа в рабочее время не имею возможности. Как вариант - зарядка на офисе. Но опять же - бывает срочно нужно ехать.

Плюс 5-6 раз в год гоняю за границу. Летом на 2000+ км в одну сторону.

Только дизель. При таких пробегах не подойдёт, ни Тесла с 60кВт-ной батареей, ни прочие дорогие электрички.

По чадемо мнение разнится, есть как положительные примеры, так и отрицательные. Но моё мнение - контроль температуры батареи при заряде и всё будет хорошо. Если ехать в жару по трассе на скоростях 100+ и затем ставить на быструю зарядку, то как раз это может привести к перегреву. В Лифе воздушное охлаждение батареи, поэтому контроль очень важен.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У вас нет разрешения на комментирование этой записи.

×
×
  • Создать...